От истоков до наших дней
С именем В.В. Докучаева связано возникновение учения о почве как о самостоятельном естественном историческом теле, имеющем особое происхождение, собственные свойства и строго определенное пространственное положение
Придавая важное значение широкому распространению именно такого представления о почве, выдающийся натуралист, В.В. Докучаев, неустанно добивался организации первого в мире центра научной пропаганды почвоведения — музея, как средоточия всех форм пропаганды знаний о почве. С 1879 г. он прилагал большие усилия к основанию почвенного учреждения, обращаясь в различные инстанции, добиваясь общественной поддержки идеи создания музея. В.В. Докучаев, посвятив многие годы исследованию почв и природных условий страны, в значительной степени содействуя разрешению крупных практических задач, считал необходимым положить в основу земледелия широкое естественно-историческое изучение всех «главных полос» России.
В ответе одному из оппонентов по вопросу организации музея В.В. Докучаев писал: «Несмотря на естественные богатства России, мы поразительно бедны, и главными причинами этой бедности являются незнание естественных сил России и неумение ими пользоваться.
Следовательно, нужны учреждения, которые изучали бы Россию, а одно из таких учреждений и есть почвенный музей» (В.В. Докучаев, 1953).
Создание специального учреждения, задачами которого были бы: разработка естественнонаучной классификации почв, сбор «по возможности, полной коллекции русских почв и их подпочв», систематизация всех данных о почвах и всесторонние исследования почв «в научном и практическом - сельскохозяйственном отношениях», могло бы, по мнению В.В. Докучаева, «уничтожить, наконец, один из важнейших пробелов в России», и «способствовать поднятию крайне низкого уровня почвоведения» в стране (В.В. Докучаев, 1887).
Однако, в бюрократической царской России нелегко было доказать необходимость организации почвенного учреждения, не имеющего аналога в Западной Европе, несмотря на очевидную жизненность идей докучаевского почвоведения, практическую направленность исследований новой науки, ставившей прямую задачу добиться процветания своего отечества.
Уже после смерти В.В. Докучаева, благодаря усилиям его учеников, при Вольном экономическом обществе в 1904 г. был открыт Центральный почвенный музей.
Первыми экспонатами первого в мире почвенного музея стали коллекции В.В. Докучаева, экспонировавшиеся в городах России, а также в Париже, Чикаго, и сыгравшие выдающуюся роль в пропаганде генетического почвоведения в странах Европы и Америки.
В центральном разделе экспозиции музея раскрывались условия формирования почвы, как самостоятельного природного тела, а в остальных разделах рассматривались почвы природных зон преимущественно Европейской части России. В них был выдержан единообразный метод показа экспонатов. На первом плане демонстрировался небольшой монолит наиболее типичной для той или иной зоны почвы; на втором -выставлены насыпные образцы других почв, распространенных в этой зоне.
Географический принцип показа почв, как важнейшего компонента природной среды, предложенный Докучаевым и ставший основой первой экспозиции, стал с этих пор руководящим принципом построения экспозиции.
Уже в первые годы своего существования музей превратился в крупный научный центр почвоведения. Начиная с первой программы, разработанной В.В. Докучаевым, деятельность этого учреждения была связана с настоящим и будущим науки, с возрастающей ролью почвоведения в развитии сельскохозяйственного производства и жизни общества в целом.
При музее была открыта библиотека, действовала аналитическая лаборатория, подготавливался материал для пересоставления почвенной карты России, широко популяризировались почвенные знания среди студентов сельскохозяйственного профиля, оказывалась помощь специалистам, занимавшимся теоретическими вопросами почвоведения и научной обработкой почвенных коллекций.
Однако, скоро стало очевидным, что музей не в состоянии выполнить все поставленные перед ним задачи: «...настоящая деятельность музея лишь в слабой степени удовлетворяет тем требованиям, какие предъявляет к нему жизнь», — отмечал заведующий музеем П.В. Отоцкий (1909 г.). Прежде всего не хватало материальных средств. На поддержание и развитие деятельности музея отпускалось всего от 300 до 500 рублей в год. За трехлетний период (с 1913 до 1915 гг.) собственно на музейную работу было выделено всего лишь 183 рубля (Докучаевский…, 1925 г.). Общая площадь музея, составлявшая 130 кв. м., уже в первые годы работы стала недостаточной для быстро возраставшего объема поступающих материалов полевых почвенных исследований. Отсутствие определенного плана пополнения экспозиции, плохие условия хранения почвенных образцов в совокупности с недостатком места и средств, создали исключительные трудности в научной и пропагандистской деятельности музея.
По мере все более широкого развития почвенных исследований и вследствие осознания необходимости концентрации их результатов, а также открытия в нескольких городах местных почвенных музеев, мысли ведущих почвоведов вновь и вновь обращаются к судьбе главного музея почвоведения, ибо именно с ним в значительной степени связано состояние пропаганды достижений почвоведения.
Так, А.М. Панковым в 1917 г. предложен новый проект экспозиции музея, в котором отчетливо проявилась преемственность в постановке главной задачи Центрального музея почвоведения — отвечать как чисто научным, так и практическим запросам, ставшей впоследствии непременным условием деятельности этого учреждения.
Содержание экспозиции по проекту должно было отражать последние достижения в исследовании почв. Предполагалось, что коллекция почвообразующих пород будет давать представление о влиянии их на водный режим почв и передвижение солей в профиле. Наличие такой взаимосвязи было установлено при изучении водного и солевого режимов почв Г.Н. Высоцким, Н.А. Димо и П.В. Отоцким. А.М. Панков считал, что в экспозиции, характеризующей почвенный покров природных зон, следует сосредоточить внимание на показе комбинаций почв вследствие присущей каждой зоне неоднородности почвенного покрова. В таком подходе можно видеть влияние исследований С.А. Захарова, описавшего микрорельефный почвенный комплекс в Ленинградской области и придавшего понятию «комплексность почв» широкое значение (Б.Б. Полынов, 1956 г.).
Автор проекта считал, что «помимо того, что такая коллекция даст действительное представление о почвах зоны, она даст также представление и о всей совокупности факторов почвообразования, присущей тем или иным частям зоны или ее части, а во многих случаях будет ясно указывать на оригинальность, особенность того или иного района» (А.М. Панков, 1917 г.).
А.М. Панков впервые предложил создать экспозицию на тему «Воздействие человека на почву»
Этот отдел должен был служить связующим звеном между теоретическим и практическим почвоведением. В нем предполагалось сосредоточить сведения о почвах как функции человеческого труда с полным объемом знания о них и с их производственной оценкой.
Не все проекты были претворены в жизнь, но идеи и принципы организации наиболее наглядного способа пропаганды науки, заложенные в проектах периода становления музея, легли в основу его дальнейшего развития.
После 1917 г. почвенный музей в составе докучаевского Комитета был включен в почвенный отдел, организованный при Постоянной комиссии по изучению естественных производительных сил СССР. С этим связан качественно новый этап в развитии музея.
В 1925 г. под руководством Б.Б. Полынова в новом выставочном помещении была развернута экспозиция, состоявшая из четырех отделов.
- В первом отделе на четырех витринах демонстрировались явления выветривания и почвообразования, систематическая коллекция монолитов главных типов почв. Эти коллекции, хотя и включали показ растительного покрова, больше отражали господствовавшее в то время геологическое направление в почвоведении.
- В двух других отделах были выставлены почвы из наиболее изученных к тому времени районов Европейской и Азиатской частей СССР. Впервые в экспозиции появился исторический отдел, полностью отведенный под коллекцию В.В. Докучаева.
В 1929 г. экспозиция музея располагалась в специальных витринах и шкафах. Всего экспонировался 131 почвенный монолит, в том числе 27 двухметровых и 4 трехметровых монолита. Кроме почв экспозиция содержала 8 коллекций, включающих образцы продуктов выветривания горных пород, иллюстрирующих особенности почвенной структуры, цветов почв и грунтов, деятельности роющих животных, а также разложение древесины и лесных подстилок грибами. Картографическая часть экспозиции состояла из почвенных карт СССР, Европейской и Азиатской частей России, о. Сахалина, климатической и ботанико-географической карт Союза.
После организации Почвенного института, сосредоточившего лучшие научные силы страны в области почвоведения, у музея как его подразделения появилась реальная возможность для всестороннего развития.
В 1930 г. была создана группа по реконструкции музея.
В ее состав вошли И.В. Тюрин, П.А. Земятченский, 3.Ю. Шокальская, А.А. Завалишин, Е.Н. Иванова, Н.Н. Соколов, Ю.А. Ливеровский, И.П. Герасимов и ряд других почвоведов. В разработке плана реконструкции принимали участие Л.И. Прасолов, И.Н. Антипов-Каратаев, М.И. Рожанец, Б.Ф. Поярков. Было констатировано, что существующая экспозиция не отражает в достаточной мере ни почвообразовательных процессов, ни почвенного покрова страны. В музее отсутствовала хозяйственная характеристика почв, не освещались почвенные процессы при мелиорации, не было материалов по почвенному плодородию. Группа сочла реконструкцию музея актуальной и важной задачей. Важно отметить, что в разрабатываемой экспозиции отражался достигнутый уровень развития почвоведения, как фундаментальной теоретической дисциплины с хорошо разработанной методологией почвенных исследований, основными концепциями, перспективой дальнейшего развития.
Стратегия музея заключалась, по мнению этой группы, в следующих положениях:
- музей должен отражать положение науки о почвах в настоящий момент;
- возможно полно должны быть представлены типы и разности почв, характеризующие почвенный покров каждой зоны;
- почва должна быть представлена как естественно-производительная сила.
Музей по плану реконструкции должен подразделяться на 3 отдела: демонстрационный, систематический, научно-популяризационный или педагогический.
Демонстрационная часть состояла из вводного и почвенно-географического отделов.
Задача общего вводного отдела, экспозиция которого была ориентирована на широкий круг посетителей, заключалась в раскрытии исторической последовательности процесса почвообразования и его различий в зависимости от внешних условий.
В основу распределения экспозиционного материала в почвенно-географическом отделе был положен географический принцип, позволяющий выявить связь почвообразовательных процессов с физико-географическими условиями. В каждой зоне, начиная от тундровой и кончая зоной пустынь, а также в горных областях, предполагалось осуществить показ природных условий, стадий почвообразовательного процесса, типов и разностей почв, вариантов почвенного покрова отдельных областей зоны в связи с элементами ландшафта, рационального хозяйственного использования почвенного покрова области с учетом специфики естественно-исторических условий территории и свойств почв.
В разработанном плане реконструкции был широко использован тематический метод показа экспозиционного материала.
Так, в экспозиции подзолистой зоны выделялись темы:
- «Материнская порода как фактор почвообразования»
- «Связь почвы и растительности»
- «Удобрения и обработка подзолистой почвы»
В лесостепной зоне были предложены следующие темы:
- «Химический состав, физические свойства и культурные особенности различных почв лесостепи»
- «Отношение лесостепных почв к удобрениям и проблема повышения урожайности в зоне»
- «Вопросы организации территории в системе хозяйства в лесостепной полосе в отношении распределения леса, пашни, луга, садов и пр.»
- «Кислотность почв и вопросы известкования, зависимость их от давности культуры»
Хотя каждая почвенная зона была выделена по преобладающему типу почв, в экспозиции рассматривались все основные почвообразовательные процессы.
Плановое развитие почвенных исследований привело к выявлению новых закономерностей географического распределения почв. Введенное Л.И. Прасоловым в 1916 г. понятие о почвенных провинциях получило блестящее подтверждение при обширном региональном почвенно-географическом изучении страны. Провинции в зонах были представлены сочетанием показа почвенных монолитов с иллюстрацией геоморфологических, геологических и других природных особенностей, подчеркивалась также провинциальная специфика хозяйственного использования почв.
Перед научно-популяризационным отделом музея ставились задачи: выработки методов преподавания почвоведения в средних школах и техникумах, всемирной пропаганды знаний о почве, изготовления типовых почвенных коллекций, организации почвенных отделов при краевых музеях, уголков почвенного музея при избах-читальнях.
В 1930 г. почвенный музей выполнил большую работу по сбору материалов почвенных исследований по всей стране. Он продемонстрировал участникам II-ого Международного конгресса почвоведов успехи отечественного почвоведения в области теории и практики, показал в яркой форме методологические основы науки о почве.
Мастерская наглядных пособий изготовляла по заказам коллекции: монолитов и коробочных образцов типичных зональных почв, почвенной структуры и цветов почв, образцов почв различного механического состава. О растущем интересе к почвоведению свидетельствуют заказы на коллекции, полученные музеем. В 1932 г., например, просьбы поступили от Гидрометеорологического техникума, Института прядильных культур, Института воздушного флота, Песчаной мелиоративной экспедиции, Автодорожного техникума, Дома крестьянина, Педагогического института, Высшей сельскохозяйственной школы, Дальневосточного лесотехнического института и от многих других учреждений.
В плане реконструкции музея особое место занимал систематический отдел. Целью его было составление систематических коллекций (коробочных образцов) типов и разностей почв, встречающихся в СССР, уточнение и развитие систематики почв, выявление почвенных провинций.
В деле пропаганды знаний о почве музею удалось добиться значительных успехов. В годы первой пятилетки число посетителей музея увеличилось с 471 человек в 1928 г. до 4202 человек в 1932 г. Претворение в жизнь плана реконструкции способствовало росту популярности музея. В 1933 г. площадь выставочного зала составила 1000 кв. метров, имелось помещение для хранения коллекционных фондов. Лаборатории института обеспечивали потребности музея в аналитической характеристике экспонированных почв.
После перевода в 1934 г. Почвенного института в Москву музей оказался оторванным от основной базы пополнения экспозиции и остался без повседневной помощи ведущих почвоведов. Систематическая коллекция почв была передана институту, мастерская по изготовлению коллекций ликвидирована. Сокращение площади, занимаемой музеем, до 600 кв. метров ограничило возможности пополнения экспозиции. Тем не менее немногочисленный штат научных сотрудников музея в составе Г.Н. Боч и 3.Ю. Шокальской самоотверженно продолжал работать над выполнением поставленных задач.
В новом помещении музея было выставлено 596 почвенных монолитов, была пополнена и улучшена экспозиция. Проводилась систематизация материала экспозиций. Был создан новый отдел эрозии почв. В 1937 г. положено начало организации собственной библиотеки музея, ставшей важным звеном в пропаганде знаний о почве.
В 1946 г. в связи с юбилейной датой 100-летия со дня рождения В.В. Докучаева, специальным постановлением правительства музей Почвенного института был преобразован в Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева АН СССР.
Это было признанием не только личных выдающихся заслуг В.В. Докучаева перед страной, но и той большой роли, которую сыграло почвоведение в развитии народного хозяйства страны. К этому времени музей располагал уникальной коллекцией почв и других экспонатов.
Возрастающая роль почвоведения в подъеме народного хозяйства, новые успехи науки и переход почвоведения в цикл биологических наук поставили более сложные задачи перед коллективом музея. Полученная в 1950 г. дополнительная экспозиционная площадь дала возможность начать реконструкцию музея по новому генеральному плану, разработанному под руководством 3.Ю. Шокальской. Кроме изменений экспозиции по содержанию и объему было улучшено внешнее оформление экспонатов, более конкретно изложен материал. Введение в экспозицию картин, макетов, большого количества диорам, позволило лучше осветить роль биологических процессов в почвообразовании, наглядно представить типы ландшафтов, отличающихся характерными комбинациями почв. Впервые удалось в популярной форме дать докучаевское понимание почв, в котором «тесно связывалось представление о профиле с представлением о ландшафте, связывалось не как 2 разных явления, совмещенных во времени и пространстве, а как нечто органически целое, как орган связан со своим организмом».
Центральная экспозиция была отведена художественно оформленному популярному изложению перспектив развития сельскохозяйственного производства страны, пропаганде прикладных исследований почвоведения.